Гороскопы

Вот довольно правильная, на мой взгляд, точка зрения по поводу гороскопов.

Гороскопы в журналах — это не астрология. Тем не менее, они всегда попадают в точку. Почему так происходит, рассказывает лингвист и социопсихолог Катя Фуртман. Интервью

— Многие высмеивают гороскопы, тем не менее, их везде публикуют. Не являются ли гороскопы надувательством, от которого можно спокойно отказаться?

— Не думаю. Гороскопы устанавливают важный коммуникативный контакт с контингентом, который скорее нетипичен для данного журнала. Гороскопы поощряют и утешают читателя, он получает подтверждение, мотивацию и ощущение, что его жизнь кому-то интересна. Он читает гороскоп, хотя прекрасно знает, что его не составляли для него лично.

— Почему, тем не менее, гороскопы всегда так или иначе попадают в цель?

— Существует много трюков: формулировки вроде «вам предстоит принять решение, вас ждут перемены, вы будете иметь преимущество» — это те рамки, которые охватывают все ситуации. В гороскопах не встречается конкретных указаний, там не бывает таких однозначных предсказаний, как «вам повезет в любви». Вместо этого встречается нечто неопределенное, например: «В любви, в профессиональной деятельности ваши дела пойдут в гору». В чем-то такое предсказание совпадет обязательно.

— Но о том, что вскоре ты встретишь большую любовь, приходится читать нередко — и это конкретика.

— Да, но что такое «вскоре»? Для одного это следующая неделя, для другого — следующий год. И в этом случае никогда нельзя доказать обратное.

— Встречаются ли еще какие-то типичные приемы?

— Часто встречаются противоречащие друг другу формулировки: «Вам следует меньше размышлять, а больше действовать». Тут формируется шкала настроения, на которой каждый читатель находит свою собственную позицию. Противоречия в гороскопах довольно часты. Например, вам дается совет, что надо активно использовать шансы и возможности карьерного роста, выдвигать требования руководству. С другой стороны, предлагается запастись терпением, занять выжидательную позицию в конфликтах, проверять все по десять раз и держать себя в руках.

— Разве это не полная путаница?

— В сущности, речь идет о сдерживании, о том, чтобы избегать крайностей. Сами по себе гороскопы нейтральны — каждый сам находит в них свое место. В них много пустых и шаблонных определений и метафор — «Вы на правильном пути», «Перед вами прямая дорога», «Вы на перепутье», «Остановитесь!» — все они оставляют свободу действий, читатель может как угодно примерять их на себя. Также распространены поговорки и общие фразы, потому что их нельзя опровергнуть: «Не откладывай на завтра...», «У каждой медали две стороны» — здесь не ошибешься.

— Тогда почему каждый, например, Овен интерпретирует гороскоп по-своему?

— Вы абсолютно правы. Лингвистические приемы обладают универсальным потенциалом, который каждый отдельный человек интерпретирует по-своему. Это означает, что мера совпадения гороскопа с реальностью зависит от читателя. Психологические исследования свидетельствуют, что человек, если он в это верит, часто находит в себе те или иные качества.

— То, о чем вы говорите, совсем не похоже на магию звезд...

— В какой-то степени, да. Астрологические термины, например, «планеты» и «констелляция» (расположение звезд при рождении человека. — Прим. ред.) — «Марс отвечает за...», — апеллируют к современному человеку, который всегда и всему стремится найти объяснение. С другой стороны, при этом возникает налет таинственности, и человек чувствует на себе влияние высших сил.

— СМИ используют этот налет таинственности для привлечения читателей?

— Совершенно верно. Многие журналы уделяют большое внимание оформлению гороскопов. Гороскопами они посылают своей читательской аудитории сигнал, который побуждает ее делать покупки. Именно в годовых гороскопах это получается лучше всего: мотивация читателя облечена в них в лестные формулировки, например: «Вы привлекательны и умны, вы можете всего достичь». Чаще всего такое печатается в женских журналах. Женщины очень любят комплименты.

— Сознательно ли журналы обращаются к своей целевой аудитории через гороскопы?

— Исследования, проводившиеся на англоязычном материале, показали, что гороскопы в журналах часто обращены именно к данной читательской аудитории. Гороскоп в глянцевом журнале будет советовать читателям: «Зарядитесь энергией, позвольте себе отпуск в велнесс-отеле!», ведь у журнала и отеля одинаковая аудитория. Таким образом, гороскопы отражают общественные реалии.

— Изменилась ли вслед за переменами в обществе, которое происходили в последние десятилетия, форма подачи гороскопов?

— Конечно, раньше формулировки были более консервативными, изменились и темы. Но астрология как культурная система — материал отдельного анализа. Единственное, что не подверглось изменениям, это тот самый налет таинственности, который сопутствует гороскопам. Поэтому женщины более привержены вере в звезды.

— Получается, что гороскопы не для мужчин?

— Различные исследования показывают, что мужчины относятся к гороскопам скорее скептически. Они меньше верят в астрологию, чем женщины.

— В том, что мужчины так говорят, никто сомневаться не станет. Но ведь мало кто признается, что любит ходить в «Макдональдс». Однако обороты этой сети говорят сами за себя...

— В этом что-то есть. Конечно, результаты основываются исключительно на личных высказываниях, и это не означает, что они соответствуют действительности. Тем не менее, психологические исследования говорят в пользу того, что мужчины скорее ориентируются на образцы. И это доказано.

— Вы лично не верите в гороскопы. Но читаете ли вы хотя бы некоторые из них?

— Да, причем регулярно. Даже если не принимать во внимание научный интерес — мне нравится, если я нахожу подтверждение принципам, открытым мною в результате моих исследований. Кроме того, я постоянно в форме и открыта для совершенствования.

— Я Стрелец. Именно из гороскопа я узнала, что мой партнер, с которым мы вместе живем уже 10 лет, мне не подходит, поскольку он Рыба. Но я с этим в корне не согласна.

— Может быть, вы нетипичный Стрелец. Или ваш партнер — нетипичная Рыба. Имеется много других констелляций, например, положение Луны или асцедент (тот зодиакальный знак, который в момент исследуемого события восходил над горизонтом. — Прим. ред.), которые влияют на совместимость. А они не учитываются в гороскопах, публикуемых в СМИ.

— Тогда гороскопы в СМИ — это «ненастоящие» гороскопы?

— Гороскопы в средствах массовой информации — это так называемые вульгарные гороскопы...

— Извините, вы сказали «вульгарные»?

— Это их официальное наименование (от лат. vulgaris — «упрощенный», «обыкновенный». — Прим. ред.). Гороскопы, публикуемые в СМИ, — это не астрология. Многие этого не знают. Эти гороскопы ограничиваются только солнечным знаком, то есть знаком зодиака. Серьезная астрология учитывает также время и место рождения человека. Журнальные гороскопы ориентируются только на тенденцию, диктуемую солнечным знаком.

— Получается, что эти «вульгарные гороскопы» готовятся не астрологами?

— Лишь в какой-то степени. По большей части гороскопы составляются в медиа-агентствах, которые, в свою очередь, привлекают астрологов. Астрологи предоставляют им сырые данные, агентства их творчески перерабатывают и направляют в средства массовой информации.

— Вы меня разочаровываете. Это как-то несолидно.

— В том-то и дело. Некоторые средства массовой информации в качестве вывески используют также имена известных астрологов, например, Эриха Бауэра или Уинфреда Ноэ, чтобы тем самым подчеркнуть серьезность своих гороскопов. Однако многие вообще не ссылаются на источники.

— Наверное, на то есть причины. Нередко приходится слышать, что составлением гороскопов подрабатывают секретарши...

— ... или практиканты, такие случаи мне известны. Теоретически они могут попасть своими предсказаниями в цель, но практически мне не известно ни одного такого совпадения. Тем не менее, многие СМИ предпочитают потратить больше денег на более серьезные источники, чтобы подобных слухов просто не возникало.

Спёрто

15 января 2007 Темы: Lytdybr

Поделиться
Отправить
Класснуть

Оставить комментарий


    чтобы оставить коментарий. Это быстро и не нужно придумывать пароль.