О разработке фирменного стиля и взаимопонимании с заказчиком

Два моих любимых типа работ: разработка сайтов и разработка логотипов. Эта работа не идёт ни в какое сравнение с дизайном всяких там листовок, буклетов и прочей мелочёвки. Делать буклетики и открыточки, тоже бывает не скучно, но здесь особенно интересно. Самое сложное в этой работе — найти взаимопонимание с заказчиком. В большинстве случаев мне удаётся угадать, что нужно заказчику с первого раза, но бывает, что на это уходит куча времени, рисуется сотня вариантов (в качестве мозгового штурма при поиске решения), потом несколько лучших показывается заказчику, потом вносятся коррективы в техническое задание, а потом всё начинается сначала. Пару раз мне так и не удалось угадать, что же хочет заказчик и мою работу не принимали (это касается работ, когда был очень важен фактор времени, например, тендеров).

За последние пару лет я прекрасно понял одну простую вещь: не надо умничать, когда заказчику этого не надо. Из двух вариантов: обычном, понятном и скучным, и нестандартным, скорее всего выберут обычный. Я сильно сомневаюсь, что в Перми есть компания, готовая использовать логотип подобный, например, этому:

12gauge

Я пробовал сделать подобное. Не приняли. Хотя, не приняли больше потому, что, как в итоге оказалось, нужно было совем другое. Я делал вариант в похожем стиле потому, что он на мой взгляд соответствовал тех. заданию: «Хочу ВААААУУУ и шоб готишно», а в итоге оказалось, что нужно и не очень-то «ВААУ», и совсем даже не «готишно» :-) Но всё-равно я сомневаюсь, что кто-нибудь из заказчиков в Перми готов на такое.

Часто из всех предложенных вариантов выбирают самый простой. Решение, которое лежит на поверхности. Если компания занимается трубами, то из всех предложенных вариантов она выберет логотип, на котором изображены тупо трубы. Если компания называется, ну к примеру,«Лесоруб», то в качестве логотипа они, с большой долей вероятности, не выберут ни дерево, ни топор, ни что бы то ни было ещё, а выберут лесоруба. Заказчику пофиг, что шрифт в твоём логотипе уникален, что знак, как и шрифт выбран исходя из кучи прочитанной литературы и имеет какие-то глубокие корни. Если в другом варианте есть знакомые ему, очевидные образы, то он выбирет его. Даже если в этом другом варианте лесоруб взят из ближайшего клипарта, а используемый шрифт — Arial.

Такое, конечно, не так уж часто встречается. А если и случается можно попробовать либо переубедить заказчика, либо нарисовать лесоруба лучше остальных. Ну, и, в общем-то, далеко не всегда такая очевидность плоха. Я ни раз делал варианты логотипов, которые казались мне скучными и очевидными, показывал их заказчику, отмечая, что этот вариант, на мой взгляд хуже остальных, а заказчик в итоге выбирал именно эти варианты. Меня это бесило, но потом я и сам понимал, что этот вариант был лучше других… А бывало, что и не понимал… Например, логотипы Астора и Эльбы мне по-началу не нравились, а сейчас я считаю их очень неплохими.

Больше всего я жалею о своей неудаче с логотипом коттеджного посёлка «Новая Хохловка». Это был тендер на разработку фирменного стиля и я его глупо так проиграл. Я сразу решил для себя не рисовать мельницу и не обыгрывать таким образом букву «Х». Мне казалось это жутко банальным и скучным решением. Вместо этого я начал эксперементировать со шрифтом: пробовал мотивы древнепермского письма, пробовал обыграть в шрифте купола церви Преображения в Хохловке. Вот пара вариантов, их тех, что я предоставил:

24

А вот победитель тендера, нынешний логотип коттеджного посёлка:

logo

Если б я не умничал, то, думаю, смог бы нарисовать мельницу получше, и цвета подобрал бы иначе. В итоге могло бы быть даже интереснее моего «не банального» варианта.

В общем, будьте проще и люди к вам потянутся. В каком фильме это было: «Если вам надо забить гвоздь, то просто возмите молоток и забейте этот чётров гвоздь, и не надо выделываться»? Это не значит, конечно, что можно тупо брать логотип в клипарте и менять название компании — это в любом случае недопустимо, но и навороты нужны далеко не всем. Ведь, по сути, главное — решение задач заказчика, и хотя сделать что-то необычное порой очень хочется, в первую очередь, надо исходить из задачи.

Теги: , , , , ,

Вторник, 13 Янв 2009 О Дизайне

Оставить комментарий